У города Кáссель
Вячеслав Сазанович
Сумрачно в городе Кáссель,
Гневно гудят рыбаки.
Встал на высокую, крепкую насыпь
Пастор у брега реки.
Воплем дерëт он глотку,
Машет в просторы вод.
«Там», - говорит, - «на беспарусной лодке
Чëрный дьявол живëт!»
Фу́льда – река зовëтся,
Меж берегов по ней
Шхуна вперëд одиноко несëтся,
Словно по воле чертей.
Нет парусов и вëсла
Шхуну не гонят волной,
Только скрипят лопастями колëса
За деревянной кормой.
Чем же прогневало судно
Кассельский старый костëл?
Тем, что впервые работал прилюдно
Здесь паровой котëл.
Пастор взбесился словно
В лоб получил удар:
«Шхуна», - кричит, - «в сатанинской жаровне
Адский скрывает жар!
С богом неситесь братья,
Шхуну быстрей топить,
Чтоб от господнего гнева не дать ей,
Дымом чадя, уплыть!»
Тут же в погоню отчалил
Кассельский парусный флот -
Чайки над Фульдой надменно кричали,
Видя речной пароход.
Лодки, скрипят натужно
Вниз по теченью реки.
Шхуну нагнали, и ринулись дружно
На абордаж моряки.
Был на борту парохода
Доктор Папе́н Дени́,
Именно он для колесного хода
Пар применил в эти дни.
Гнев моряков неизбежен.
В реку Дени скорей
Прыгнул и скрылся в осоке прибрежной
От разъярëнных людей.
Видел он гибель судна,
Взрыв парового котла,
Как, полыхая в огне безрассудном,
Шхуна на дно ушла…
Съехал Папе́н через годы
В сизый английский дым.
Там и скончался больным и голодным,
Нищим, забытым, седым.
Так, с прогрессивным мышленьем
Умер один человек...
А по земле, не теряясь в сомненьях,
Шëл восемнадцатый век.
Дени́ Папе́н (1647-1714гг), доктор медицины, физик и математик. В 1680 году изобрëл паровой котëл. Весной 1707 года установил котëл на шхуну, которую спустил возле немецкого города Ка́ссель на воды реки Фу́льда. Лодка шла против течения, делала развороты, пересекала реку – и всë это без паруса и вëсел. Вскоре появился слух, что шхуну двигает нечистая сила. В конечном итоге, набожные кассельские моряки сожгли шхуну. Папен перебрался в Англию, где пытался раздобыть средства на постройку очередного парохода, но безуспешно. Умер в Лондоне в 1714 году в крайней нищете.
Через сто лет после гибели судна Папена, 11 августа 1807 года на реку Ист-Ривер, был спущен второй пароход, построенный Робертом Фултоном, с которого и началась история массового пароходостроения. Папен к тому времени был окончательно забыт. О нëм вспомнили в 1859 год и на родине, в городе Блуа, ему поставили памятник.